Взрослым необходимо понять, что проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку интересно все. Он заходит на любые сайты, открывает разные «окна», слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей.
В связи с этим в обществе, ставится задача формирования у школьников умения отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности. Особая роль в решении данной задачи отводится учителям всех предметов, а не только информатики. На сегодняшний день требуются в школы такие учителя, которые имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, в совершенстве владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).
Каждый учитель должен знать:
1) негативные формы и способы воздействия ИКТ;
2) методы защиты;
3) правила и нормы сетевого этикета;
4) виды отклоняющегося, зависимого поведения школьников;
5) методы работы по их предупреждению и устранению.
Учителя должны уделять большое внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ.
Для этого необходимо проводить инструктажи по доступу к образовательным ресурсам Интернет, разрабатывать методические пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса», проводить лектории для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам.
В возрасте 14-15 лет родителям сложно контролировать своих детей, так как о сети Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет - безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в сети Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей в строгом секрете от детей.
Советы родителям по безопасности детей.
1.Создайте список домашних правил посещения сети Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения;
2.Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате;
3.Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;
4.Используйте средства блокирования нежелательного контента;
5.Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет;
6.Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, не отвечать на нежелательные письма;
7.Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
8.Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом;
9.Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;
10.Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
Комплексное решение проблемы информационной безопасности со стороны семьи и школы позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому обеспечение информационной безопасности школьников должно стать одним из первоочередных направлений работы современной школы.