При заключении договоров на оказание услуг Роспотребнадзор рекомендует максимально тщательно ознакомиться с условиями договора до его подписания.
Советуем обратить внимание на следующие моменты при заключении договоров на оказание услуг:
1. В первую очередь следует обратить внимание на наличие в договоре необходимой и достоверной информации об исполнителе - фирменное наименование и местонахождение (юридический адрес) исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации), а также права обеих сторон и их ответственность, гарантийных обязательствах исполнителя.
2. Необходимо в момент заключения договора на оказание услуг проследить, чтобы была составлена спецификация или смета. В смете (спецификации) указываются наименование каждой услуги, их стоимость, количество.
3. Также обязательно в договоре должны быть оговорены сроки начала и окончания оказания услуг. Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
4. Исполнитель не вправе без согласия клиента выполнять платные дополнительные услуги.
5. После завершения оказания услуг по договору должен быть составлен двусторонний акт приема-сдачи оказанных услуг (акт выполненных работ) с описанием объема оказанных услуг. Данный акт подписывается каждой из сторон договора. Однако подписывать вышеуказанный акт потребителю следует при полном отсутствии претензий к исполнителю услуг. Если же потребитель не доволен качеством оказанных ему услуг или имеет иные претензии к исполнителю услуг, то ни в коем случае не стоит подписывать указанный акт. Не рекомендуем подписывать акт до полного оказания всех услуг.
Обратите особое внимание, в договор не должны быть включены следующие пункты:
- право одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств или изменение условий договора: предмет, цена, срок и другие согласованные с потребителем условия;
- ограничение право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, – его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора;
- установление для потребителя штрафных санкций или иных обязанностей, препятствующих возможности отказа от исполнения договора в любой момент;
- условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;
- условия, которые уменьшают размер законной неустойки (закон о защите прав потребителей предусматривает 3% цены оказанной услуги для расчета неустойки).
В случае оказания услуги ненадлежащего качества потребитель имеет право предъявить одно из следующих требований:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- повторного выполнения работы;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). В случае неудовлетворения Ваших требований необходимо обратиться с письменной претензией к исполнителю услуг (выполненных работ), а затем, если проблема не решена, в суд за защитой своих прав.
Уважаемые потребители! Не стоит торопиться ставить в договоре подпись. Нужно внимательно с ним ознакомиться, и если возникнут сомнения, предложить свои изменения и корректировки. Будьте бдительны, перед заключением договора внимательно изучите его содержание. В случае спорных ситуаций с исполнителем это позволит отстоять ваши потребительские права.