Маркировка товаров

 

С 2019 года в России введена обязательная маркировка товаров. В 2024 году единая национальная система маркировки должна охватить все отрасли промышленности. Предполагается, что с рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.

Что такое маркировка? Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ) на товаре. Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий. Для изделий из драгоценных металлов (с марта 2024) — маркировку будет осуществлять Гознак.

Где находится маркировка товара? На упаковке, ярлыке, этикетке или таре.

Зачем нужна маркировка товара? С помощью маркировки (КиЗ) можно идентифицировать товар, его подлинность, отследить его путь от производителя до продажи или списания. Маркировка товаров позволяет узнать всю информацию конкретного товара — где он был изготовлен, из каких материалов, его параметры.

Кто может маркировать товар? Маркирует товар только производитель. Если товар импортный, то маркировкой занимаются импортеры. Бизнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК».

Что такое «Честный знак»? Национальная система маркировки товаров для их отслеживания от производителя (импортёра) до потребителя. Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю — скачать приложение и отсканировать код. Главные задачи системы Честный знак — это борьба с контрафактом и контроль за качеством.

Кто участвует в процессе маркировки? Распределение ролей в рамках процесса следующее:

производители маркируют продукцию и вводят её в оборот;

поставщики и импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают «Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её;

торговые сети, розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает «Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи потребителю.

Какие товары должны быть обязательно маркированы?

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется.

В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:

  • Алкоголь — с 1 января 2016, регистрируется в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) ;

В системе «Честный знак»:

  • Шубы и изделия из меха — с 12 августа 2016;
  • Табачные изделия — с 1 июля 2019;
  • Обувь — с 1 июля 2020 года;
  • Товары лёгкой промышленности — с 1 января 2021 года;
  • Духи и туалетная вода — с 1 октября 2020;
  • Шины и покрышки — с 1 ноября 2020;
  • Фотоаппараты и лампы-вспышки — с 1 октября 2020;
  • Упакованная питьевая вода — с 1 декабря 2021;
  • Молочная продукция— с 1 июня 2021;
  • Пиво и слабоалкогольные напитки — с 1 октября 2023;
  • Безалкогольные напитки — с 1 декабря 2023;
  • БАДы, антисептики — с 1 сентября 2023.
  • Лекарственные препараты — с 1 июля 2019;
  • Медицинские изделия — с 1 сентября 2023;
  • Кресла-коляски — с 1 сентября 2023.

Какие виды маркировок применяются?

Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий используются RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду, молочные продукты и другие товары маркируют двухмерными штрих кодами DataMatrix.

Что должна содержать маркировка товара?

Наименование товара

Предназначение

Информацию о производителе

Страну производства

Контактную информацию

Объем

Срок годности

Информацию об особых условиях хранения

Рекомендации по использованию

Меры предосторожности

Данные о партии

Состав.

Какая ответственность за нарушение обязательных требований по маркировке?

За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Штраф для граждан составляет от 2 тысяч до 4 тысяч рублей, на должностных лиц от 5 до 10 тысяч руб., для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч руб., а так же с конфискация не промаркированной продукции. Уголовная ответственность наступает в случаях, когда стоимость не промаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер.

Благодаря введению обязательной маркировки товара, у потребителя появилась возможность делать правильный и качественный выбор товаров. Приобретение продукции у добросовестных продавцов влечет за собой гарантию защиты его прав.

 

 

doc
Скачать текст
DOC, 35.0 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International